Демарш иностранных компаний — кризис или время возможностей
OpenB2B
Они ушли, но обещали вернуться
В связи с проведением специальной военной операции на Украине, многие международные компании приостановили свою деятельность, другие заявили об окончательном уходе с российского рынка. Дают ли в новые реалии новые возможности для развития собственного бизнеса разбирался optovik360.ru.
В условиях экономической блокады намеченный тренд на импортозамещение становится жизненной необходимостью. Усложнение международных расчётов и транспортировки, рост цен на оборудование, расходные материалы и сырьё — далеко не полный список негативных факторов для экономики. Однако некоторые отрасли, напротив, получили стимул к активному развитию.
В каких сферах больше убыло?
IT сегмент
Microsoft, Intel и AMD остановили продажи в России, многие торговые интернет площадки, сервисы бронирования отелей, сервисы антивирусного ПО не обслуживают российских клиентов. В свою очередь государство с марта 2022 года принимает комплекс мер по поддержке бизнеса и разработчиков в сфере IT. Если с разработкой web-сервисов все налажено, то разработка и внедрение собственного ПО не так привлекательна для инвесторов ввиду своей сложности, оценки прогнозов и периода окупаемости. Однако государство уже не первый год делает шаги в этом направлении. Так уже все государственные структуры, многие компании с государственным участием и некоторые коммерческие компании уже переведены на операционные системы Linux российской сборки. Не сложно предположить, что в новых реалиях, процесс перехода на отечественное ПО получит новый толчок. Здесь и открываются новые горизонты разработки приложений под российскую операционную систему.
Сложнее выглядит ситуация с замещением электронных устройств и компьютерных комплектующих. Быстро наладить импортозамещение в таких отраслях не получится. И это связано не только со сложностью производства и технологическим отставанием. Высокотехнологичное производство глобально. Не получится наладить производство технически сложного продукта без поставок комплектующих для него, без множества необходимых смежных производств.
Альтернативой может послужить поставка продукции китайского производства.
Бытовая химия и средства гигиены
Немецкий концерн Henkel и шведская компания Essity заявили об уходе с российского рынка. Полностью приостановила поставки в Россию американская компания Johnson & Johnson. Unilever, Procter&Gamble (Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Head & Shoulders, «Миф», Mr. Proper, Blend-a-med ), Colgate-Palmolive, сокращают ассортимент продаж.
Средства гигиены — товары первой необходимости, спрос на эту группу будет сохранен в любых условиях. Однако, в условиях кризиса он, вероятно будет смещён в сторону более бюджетные вариантов. С другой стороны прогнозируется подорожание оставшихся на российском рынке импортных товаров. В сложившейся обстановке российский бизнес сможет занять значительную долю рынка взамен ушедших брендов.
Производство одежды и обуви
В рядах крупных игроков на российском рынке заметно поредело: Adidas, Nike, Puma, Levi’s, H&M, Zara, Mango и другие бренды приостановили продажи. Покупки в зарубежных интернет-магазинах одежды (Shein, Asos, Fartech) стали недоступны для российских пользователей в связи с невозможностью принимать оплату.
Несмотря на общее снижение доходов населения спрос на недорогую и стильную одежду практически не упадёт. Для оставшихся на рынке импортных товаров в этом сегменте так же неизбежно подорожание, что опять же даёт «зелёный свет» для российского бизнеса.
Производство мебели и товаров для дома
Один из крупнейших продавцов сегмента — IKEA — приостановил работу. Доля IKEA на российском мебельном рынке достигала 5%. Шведская компания работает в формате мебельного супермаркета, комплексная мебелеровка, но не является единственной на рынке. Схожий сервис предлагает российская компания Hoff, которая, вероятно, в ближайшее время и займет эту нишу. В сложной ситуации оказались компании, выступающие поставщиками продукции для IKEA. Российские производители мебели, работающие на экспорт так же лишились каналов сбыта и вынуждены переориентироваться на российский рынок. В следствии нарушения цепочек поставки, наблюдается рост цен на комплектующие для производства мебели (фурнитура, лаки, краски, пленки ПВХ, химикаты, клеи).
Какие же сферы сейчас выгодно развивать в России?
Производство и продажа недорогих товаров и услуг — общий тренд
Инфляция приведет к падению дохода россиян. Люди будут вынуждены экономить. Возрастет спрос на товары первой необходимости эконом класса: продукты питания, хозяйственные товары, косметику, одежду и обувь, лекарства. Часто в производстве задействованы импортные комплектующие, линии производства, поставку которых можно переориентировать на Китай.
«Недавно в России разрешили параллельный импорт. Хотя иностранные компании перестали ввозить товар в Россию, его можно поставлять через посредника. Например, предприниматель регистрирует фирму в третей стране (например Казахстан или Армения), через неё закупает товар на Западе и продает в России. Теперь договор дистрибуции не потребуют на таможенном контроле. В перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта включены: одежда и обувь, автомобили и запчасти к ним, бытовая техника, медицинские инструменты, косметические компоненты, звукозаписывающая аппаратура, фото-и кинотехника, музыкальные инструменты».
Ремонт и комиссионки
Дороговизна новых товаров повышает спрос на ремонт автомобилей, бытовой техники, обуви, одежды, мебели. Наиболее актуальным это будет для продуктов импортного производства. Возрастет спрос на покупку б/у вещей, в том числе бредовых, а так же предметов роскоши.
Услуги для бизнеса. Аутсерсиннг, консалтинг
В период пандемии рынок аутсорсинга был на подъёме. Не сложно предположить его рост и в нынешний кризис. Аутсорсинг это экономия, такие услуги обходится дешевле содержания штатных сотрудников в компании. Наиболее востребованными направлениями являются: бухгалтерия, юрисприденция, финансы и аудит.
Внутренний туризм
Сейчас для развития внутреннего туризма складываются все условия. Прямые рейсы на многие зарубежные курорты недоступны. Цены на авиаперевозки и загрантуры будут только расти. В нашей стране сфера отдыха только развивается, а мест для её развития предостаточно: Крым, Алтай, Байкал, Камчатка, Сахалин.
Вернутся ли иностранные компании на российский рынок, сейчас предугадать сложно. Вероятно, в большей мере это зависит от того, как сложится в дальнейшем политическая обстановка. Но сейчас почти все зарубежные компании говорят лишь о «приостановке деятельности», понимая, что вернуться на российский рынок будет сложнее чем уйти.